ДРЕВАНЫ - ФОТОСИНТЕЗ, ПАЦИФИЗМ, МЕТАМОРФОЗЫ |
Есть два народа нам, эльфам, известных: их кожа
Цветом с весенней листвою и ряской болотною схожа.
Первый народ, лишь завидев нас, ранит мечом и стрелою.
Дети второго народа излечат и в сумраке чащи укроют.
Первых завидев, беги без оглядки, вторым же - в беде помоги.
Крепче вторых нет друзей, ну а первым вовек мы враги.
Этледан ап Эоль, «Об орках и древанах»
Вы ведь слышали о зрительном обмане? Когда фантазия рисует нам лица в узорах ковра, облаках или древесной листве? Так вот, здесь, в лесах Майрина, это вовсе не игра воображения! Здесь лица в листве реальны - и они смотрят на нас! Маленькие зеленые лица с блестящими глазами. Взрослые и юные, веселые и грустные, покрытые травой и листьями. Ты замечаешь их краем глаза, оборачиваешься - а они исчезают. И ты продолжаешь идти, затылком чувствуя внимательные взгляды. Это просто невыносимо. Здешние жители говорили, что эти создания безобидны… Кто знает? Третьего дня мы несколько часов шли по болоту, ориентируясь на поросший мхами и плющом холм. Когда мы приблизились к нему, холм обернулся, посмотрел на нас печально - каждый глаз был с кадушку размером, клянусь! - и ушел куда-то в чащу, вздыхая. Я не орал так громко и пронзительно с младенческих лет!
Словом, знаете что? Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от Мерцающих топей.
Трес Четрес, «Записки бесстрашного путешественника»
Продолжительность жизни: 200-300 лет до прорастания, после - тысячелетия.
Инженерия: древаны - настолько редкое явление за пределами Эдериона и виндарских островов, что обучить их инженерии, кажется, никто даже не пытался. Известно, что лесовики крайне любопытны, с радостью изучают все новое… и легко бросают начатое, если оно им наскучит. Так что перспективы обучения древанов инженерной науке весьма сомнительны.
Магия: крайне ограниченное, зато повсеместное применение элемента земли, связанное с манипуляцией растениями и их жизненной силой. Сами древаны называют свои чары «грюн» и не считают их волшебством, однако эльфийские ученые уверены в обратном. Грюн, по их мнению, самое настоящее магическое искусство, просто крайне осторожное, аккуратное и оттого малозатратное. Вегетация древанов и их прорастание - тоже, разумеется, магия, просто необычная и закрепленная на уровне инстинктов. Нет ни одного лесовика, который не использовал бы грюн и не стремился произвести потомство. Стало быть, все они - маги земли.
Древаны делят грюн на три ветви: таргрюн - «грюн смолы», богрюн - «грюн ветвей» и благрюн - «грюн крови». Таргрюном лесовики занимаются все время, с юных лет и до конца дней: это искусство ухода за растениями и их воспроизводства. С помощью этой магии древаны распределяют жизненную силу между зелеными насаждениями. Исцеляют больные сеянцы за счет толики сил, взятой у могучих деревьев; замедляют рост одних растений, чтобы дать окрепнуть другим; иссушают проростки вьюнов-паразитов, губящих лес. Повинуясь комплексу сложных инстинктов, древаны делают все необходимое, чтобы поддерживать полноценный рост зелени на своих угодьях. Лес во владениях древанов всегда будет высоким, здоровым и полным жизни. Пашня, за которой присматривают лесовики, может давать по нескольку урожаев в год даже в неплодородных землях.
Богрюн, «грюн ветвей», используется для управления растениями, которые древаны носят в качестве одежды или приживляют к телу. Мастера богрюна объединяют свою жизненную силу с энергией лиан и корней, превращая их в дополнительные конечности, с помощью которых они ловко карабкаются по стволам и скачут с ветки на ветку. Обогнать древана в гонке по кронам деревьев очень непросто даже для выносливых виндаров и длинноногих эльфов.
И, наконец, благрюн - лекарское искусство лесовиков, причудливое и своеобразное. Древаны не врачуют ранения, напрямую вливая в них жизненную силу. Вместо этого они создают подобия кровеносных сосудов из корневой системы растений - и вживляют их в рану, возобновляя кровоток и скрепляя истерзанную плоть своеобразной заплаткой. Эти заплатки, называемые «квездами», спасли жизнь не одного эльфийского героя. Плоть, стянутая квездом, исцеляется в срок от пары дней до месяца, в зависимости от тяжести ранения. Все это время за больным следует присматривать, ухаживать и поить его отварами из целебных трав (а травников лучше древанов на свете нет). В конце концов квезд отторгается организмом и рана срастается. После древанского лечения не остается шрамов, а исцеленный орган зачастую функционирует еще лучше, чем до ранения. Также благрюн используется древанами для модификации своего тела. Они нередко приращивают к своей плоти листья, ветви и корни - для маскировки и удобства передвижения.
«Грюн крови», все тонкости которого не удалось освоить пока ни одному другому народу, оставил заметный след в эльфийском фольклоре. Стоит отметить, например, легенду о Легвеоле Зеленокровном, который был смертельно ранен стрелой в грудь, но спасен древанами-целителями, вставившими ему вместо сердца корень вереска. Почти все эльфы сходятся на том, что это все-таки сказка.
Особенности внешности: на первом этапе жизни, который длится ровно столетие, древаны напоминают эльфов - зеленокожих и миниатюрных, не выше 160 сантиметров. Все они похожи друг на друга: длинноволосые, листоухие, со стройными поджарыми телами, увитыми корнями и лозами. Древанские дети растут с той же скоростью, что и человеческие, несложно понять, кто перед тобой: малыш или подросток. Однако как только древан взрослеет и меняет цвет кожи с салатового на благородный нефритовый, определить его возраст и пол становится невозможно. И мужчины, и женщины этого странного народа обладают андрогинной внешностью и схожим телосложением: двадцатилетний юнец с восьмидесятилетней целительницей будут казаться стороннему наблюдателю одинаково свежими, полными сил и почти неотличимыми друг от друга. А вот по наряду их будет распознать легко: лесовики любят покрывать лица и тела травой, листьями и побегами, притом каждый по-своему. И это не только украшения: траву и листья древаны используют для маскировки, а с помощью лиан перемещаются по деревьям.
По достижении столетнего рубежа начинается второй этап жизни: древаны готовятся к продолжению рода. В ученых книгах эльфов эта подготовка носит название «вегетация», сами же древаны зовут ее «грибугрут». Грибугрут продолжается 100-200 лет, и за это время внешность древана претерпевает радикальные изменения. Он (или она) начинает носить на себе все больше лиан, корней и листьев, которые в конце концов покрывают тело целиком, прирастая к плоти. Древаны становятся все грузнее и больше. На голове их появляются древесные отростки, похожие на лосиные или оленьи рога; у мужчин отрастает борода, частично состоящая из ростков и побегов. К двухсотому году жизни древаны начинают напоминать огромных - до 3 с половиной метров ростом - рогатых гномов и гномих, полностью покрытых растительностью. На этом этапе отличить древанского мужчину от женщины весьма просто. К концу вегетации вес древана переваливает за 400 килограмм, и он начинает передвигаться на четырех конечностях, будто дикий зверь.
И, наконец, третий и завершающий этап жизни древана: превращение в родовое древо. Ощутив, что он накопил достаточно сил, лесовик роет себе глубокую берлогу, забирается внутрь - и прорастает во все стороны множеством быстрых и гибких корней, которые вгрызаются в почву, обрушивая ход в логово. Из-под земли ввысь поднимаются тысячи побегов, которые переплетаются между собой, сливаются воедино - и растут, растут вверх, медленно образуя зеленый ствол. Прорастание, или «туароро» по-древански, длится целый день, и это завораживающее, прекрасное зрелище, за которым благоговейно наблюдает вся древанская община. За всю историю лишь немногие эльфы удостоились почета наблюдать за тем, как срастается воедино и покрывается листвой родовое древо.
По истечении семи дней после прорастания в древе открывается дупло, и древаны достают из него светло-салатовых младенцев, приросших ростками-пуповинами к древесной полости. Родовое древо приносит потомство только один раз, производя на свет не меньше двух и не больше трех детей. После этого оно продолжает расти и крепнуть, каждую осень одаривая потомков алыми плодами, сок которых цветом напоминает кровь, а вкусом - сладкое молоко.
Могучее дерево с гладким зеленым стволом, красными плодами и узкими листьями, формой напоминающими эльфийские уши - вот третий и последний облик, который принимает древаны.
Этапы взросления: детей и подростков, которым не исполнилось 18, древаны называют «гри», то есть ростками. С 18 до 100 лет древан считается «грагра» - проросшим, то есть взрослым. В 100 лет древан входит в почтенный возраст делающегося деревом, «грагратуа». И, наконец, в расцвете сил, прожив 200 или 300 лет, лесовик становится «туа» - родовым древом, дающим потомство. Наиболее старые туа существуют уже многие тысячелетия, и даже сами древаны не знают, какой им отмерен срок.
Общественный строй: общинная акефалия. Древаны никогда не создавали (и, вероятно, просто не могут создать) более сложной формы социальной организации, чем территориальная община. Конечно, лесовики разумны, однако подчинены своим странным древним инстинктам. Они на инстинктивном уровне собираются в маленькие коммуны по десять-пятнадцать особей, в которых примерно поровну мужчин и женщин. Доверяя инстинкту, занимаются грюном, воспитывают детей, поддерживают порядок в лесах и полях. Каждую коммуну защищают один или два грагратуа, которых все уважают и слушают - опять же, не от большой сознательности, а по зову крови. Вступив в пору вегетации, древан отправляется искать свою общину, а когда приходит срок - прорастатет, превращаясь в родовое древо. Просто, надежно, проверено временем.
Религиозные верования: некоторые эдерийские ученые уверены, что у древанов есть развитая мифология, которую они тщательно скрывают от других народов. Эти ученые неправы. Как это ни странно для столь любопытного и чтящего песни со сказками племени, древаны начисто лишены сложных религиозных представлений. Наиболее близким к духовно-философским категориям является понятие «сейла», которое занимает важное место в культуре древанов. Иные эльфы полагают, что сейла - просто еще одно название рассеянной по миру жизненной силы, но это не так. Сейла для древанов - мистическая искра, живущая во всем, что является благом и приносит благо. Сейлой наделено все истинное и искренное. Солнечный свет обладает сейлой, и дождь тоже, и хорошо рассказанная история, и травяное пиво, и детский смех. Сейла порождает сейлу: услышавший красивую историю захочет придумать свою, увидевший смеющегося ребенка улыбнется сам. Предназначение каждого, по мнению древанов - создавать и преумножать сейлу. Врачевать израненные стволы и тела, избавлять от голода и жажды, растить и учить. Тот, кто не делает этого, причиняет сейле вред и уничтожает ее - сейлавур, «лишенный сейлы». Хуже сейлавура, как считают древаны, нет ничего. Лесной пожар - это сейлавур, и жестокий разбойник, и губящее рыбу в прудах цветение воды. Сейлавуром не считается тот, кто творит вред по необходимости, во избежание большего зла. Если волки не будут есть зайцев, они умрут; зайцы же, расплодившись, погубят и зелень в окуге, и почву под ней. Но если волк принимается есть людей, распробовав вкус их мяса, - он сейлавур.
Биология: часть виндаров отказывается считать, что лесовики имеют какое-то отношение к другим народам и полагает их растениями, чудесным образом обретшими сознание. Это неверно. Древаны, эльфы, и другие разумные обитатели Синтиора имеют общих предков, тому свидетельством даже языковые данные. Самоназвание лесовиков «древан» родственно и людским словам «древо» и «древний», и эльфийскому «треовен» - «лесной», и гномьему «дреод» - «корень, рудная жила». Но, конечно, древаны и правда зашли на пути магической эволюции куда дальше прочих племен.
Известно, что зеленоватый оттенок орочьей кожи обеспечивается пигментом биливердином - благодаря ему орки не болеют астмой и некоторыми сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кожа древанов зеленая по другой причине - из-за содержащихся в ее клетках флоропластов, обеспечивающих фотосинтез. Да, древаны, подобно растениям, черпают энергию из солнечного света. И это еще не самое странное.
У древанов отсутствуют половые признаки и органы выделения: обнаженный лесовик чем-то похож на куклу, которую резчик лишил излишних подробностей, чтобы не смущать детей. При этом лесовики твердо знают, кто из них мужчина, а кто женщина, и с удивлением воспринимают новость о том, что для других это неочевидно. Эльфийские ученые полагают, что половой процесс древанов происходит с помощью грюна: ухаживая за одними и теми же растениями, разнополые лесовики оставляют в них частицы своей жизненной силы. И обмениваются ими, производя тем самым что-то вроде магического перекрестного опыления.
Древаны способны переваривать почти любую пищу растительного происхождения, не оставляя отходов: ненужные минералы и излишки воды они выводят через поры, покрываясь крупными блестящими каплями, словно листья - росой. Поздней осенью, с приходом холодов, лесовики Эдериона роют норы под крупными деревьями, объединяют свою кровеносную систему с подземными корнями и засыпают на всю зиму. Кстати, кровь у древанов необычная: зеленовато-прозрачная, пахнущая полынью и ядовитая. То ли по этой причине, то ли по по какой еще, всякий зверь обходит древанов стороной и обычно обращает на них не больше внимания, чем на пни или коряги.
История: древние эльфийские летописи гласят, что когда-то лесовиков было куда больше, чем сейчас. И обитали они будто бы во всех лесах северного острова. Так это или нет - неизвестно, однако в фольклоре людей и гномов часто упоминаются создания, очень похожие на древанов. Сложно найти человека, который не слышал бы сказок о Бузинном дедушке, Джеке Бобовом Стебельке или Укати-Горошке, а ведь эти герои выглядят как древаны, названы так же и ведут себя похоже! Словом, если летописи не лгут, в глубокой древности с лесовиками случилось что-то нехорошее. Это что-то едва не истребило их и загнало в глубь Леса тысячи огней, где они долгое время жили под защитой эльфийских луков и копий. Летописцы Эдериона не упоминают о конфликтах между эльфами и древанами: оба народа испокон веков жили душа в душу, обмениваясь новостями и помогая другу другу в беде. Так продолжалось до тех пор, пока к эдерийскому побережью не причалили корабли виндаров. Свирепые гости принесли с собой дары: раны от клыков, гибель от клинков и огненное погребение. Знание о том, что устраивать лесные пожары и сжигать заживо можно нарочно, потрясло древанов. Некоторые лесовики даже смогли перебороть природную склонность к непротивлению и дали врагу бой. Эльфийские легенды сохранили память о Рыцаре Шипов - юном древане с живым двуручным мечом, клинок которого был усажен терниями. Упоминают они и о могучем грагратуа по имени Дряква, наводившем такой ужас на врагов, что те прозвали его Топчущей Смертью. Впрочем, большая часть древанов предпочитала прятаться и убегать, врачуя раненых эльфов - а вместе с ними и недобитых виндаров; оставлять раненых на произвол судьбы лесовики не могли. Со временем виндары, оценившие незлобливость лесовиков, перестали уничтожать их и принялись ловить живьем. Десятками отправлялись древаны-невольники на новую родину - в джунгли Киромбо. Там они постепенно заслужили доверие своих пленителей, обрели свободу - и расселились по островам, чтобы ухаживать за тропическими лесами и исцелять былых противников. Упорные в труде, надежные в беде и не помнящие зла.
Многие тысячелетия древаны тихо жили в эдерийских чащах и зарослях Киромбо, но в последние годы что-то поменялось. И эльфы, и виндары стали замечать древанов-одиночек, которые, не скрываясь, появляются в городках и деревнях. Они задают вопросы, выменивают ткани с инструментами на целебную смолу и дикий мед, а потом идут дальше. Некоторые упрашивают капитанов взять их с собой за океан - невиданное зрелище! Никто до конца не понимает, чем вызвано это явление, однако среди эльфов стала популярной одна романтическая гипотеза. Согласно ей, древаны достаточно обжились и размножились в Эдерионе и на островах - и инстинкт велит им искать новые земли. Земли, с которых их прежде согнала неведомая беда. Эльфийские барды и сказители, привыкшие воспевать все на свете, уже породили поэтическую волну «сказаний зеленого ветра». В них повествуется о нелегкой судьбе древанов и предрекается их триумфальное возвращение в леса и поля Эксодиума и Гальвады.
Рекомендуем прочесть поэму «Летучее семечко» Нима Златослова и стихотворный цикл Дасиэль Омавинн «Голоса в кронах».
По высохшим листьям, по старым следам
Найдешь ты дорогу к забытым садам.
Там брат-и-сестра слезы льют без тебя,
Растет любисток, никого не любя,
Там желтым огнем не горит горицвет,
И жизни в цветах живокости там нет.
«Приди! - они шепчут. - Скорее приди
И нас от печального сна пробуди!
По высохшим листьям, по старым следам
Найдешь ты дорогу к забытым садам...»
Дасиэль Омавинн, «Возвращение домой»
Культура и быт: древаны живут очень простой жизнью. Они не строят домов, не делают инструментов сложнее клиньев, рычагов и сетей из веток с лианами. Взрослые древаны, не вошедшие в возраст вегетации, спят на ветвях деревьях или в самодельных гамаках из живой зелени; дети и грагратуа укладываются на ночлег в берлогах под корнями деревьев. Материальная культура лесного народца тоже не может похвалиться разнообразием: украшения из шишек, листьев и орехов, срощенных благрюном; спирали на измененной живой коре, которыми общины отмечают свои владения; узорчатые посохи грагратуа и их причудливо завитые рога… Вот и все, пожалуй.
Зато устная традиция лесовиков чрезвычайно богата. Этот народ вообще любит придумывать, говорить и петь. И пусть в миг угрозы древаны кажутся тихими и робкими, - это ощущение развеивается сразу же, едва они почувствуют себя в безопасности. Страсть древанов к историям, легендам, сказкам и стихам огромна. Они не только сочиняют их сами, но и заимствуют у соседей: переделывают, переиначивают, превращают в свои, древанские. Чужие языки древаны изучают с пугающей скоростью и легкостью, память их кажется безграничной. За пару недель древан может научиться говорить на прежде незнакомом ему наречии, просто слушая окружающих и болтая с ними. А вот когда он научится - держитесь, окружающие. Беспокойный лесовик вытянет из вас все истории, которые вы знаете, переделает их по-своему и расскажет заново - вместе с тысячами других сказаний, обитающих в его голове. У эльфов есть выражение «древанское эхо»: это когда случайная сплетня начинает гулять с языка на язык, обрастет фантастичекими подробностями и в конце концов превращается в какую-то непредставимую небылицу, которую специально не придумаешь.
Отдельно стоит сказать о знаменитом миролюбии древанов. Лесовики любят состязаться в силе и ловкости: перетягивать лианы, бороться друг с другом, ухватившись за особые пояса, сплетенные из корней. Могучие грагратуа нередко зацепляются рогами и пытаются повалить друг друга на траву, похваляясь огромной силой. Но всерьез ранить и калечить кого-то противовестественно для древанов. Они никогда не хотят причинять боль, и это нежелание подкрепляется не только рассуждениями о сейле и сейлавурах, но и природой лесовиков. Древанские инстинкты запрещают вредить соплеменникам - и по какой-то причине лесовики считают соплеменниками всех разумных созданий. Есть еще одно эльфийское выражение, которое неплохо отражает характер древанов - «древанская сказка». Древанская сказка - это когда происходит что-то странное, шумное и бестолковое, но все кончается хорошо и все остаются довольны.
Дополнительно: древанские имена просты и носят, как правило, растительный характер. Живой Корень, Сухоцвет, Чистотел, Семь Листьев, Горошинка, Кислица - так древаны называют свои детей, не особенно задумываясь при этом. Пришло имя в голову, звучит оно красиво и забавно - вот и славно.
СТАТЬЯ СОЗДАНА И ОПУБЛИКОВАНА БЛАГОДАРЯ НАШЕМУ ЧУДУ ПРИРОДЫ